По-видимому, эту изменчивую, но единую гармонию Вселенной и отражают гистограммы, которые вот уже тридцать с лишним лет скрупулезно рисует замечательный ученый Симон Эльевич Шноль.
|
Изменчивая музыка ВселеннойКаждый ученый, как бы бескорыстен он ни был, жаждет признания своих трудов. Но успех приходит не всегда, а если и приходит, то подчас спустя много лет после того, как исследование завершено и интерес к нему угас. И виноваты в этом чаще всего не злые дяди, а вполне объективные законы восприятия (вернее, неприятия) всего нового. Особенно - принципиально нового. А что касается необъяснимого (или необъясненного, что одно и то же, потому что читатели научных работ не любят объяснять чужие результаты), то здесь дело обстоит и вовсе из рук вон плохо.       Именно в этом и заключается причина, по которой явление макроскопических флуктуаций (МФ), обнаруженное профессором С. Э. Шнолем более тридцати лет назад (см. "Химию и жизнь", 1990, № 7, с. 16) и с удивительным упорством изучаемое им по сей день, до сих пор не получило объяснения, а вместе с ним и заслуженного признания. ШУМ ИЛИ НЕ ШУМ? Главная причина скептического отношения к МФ заключается в том, что на первый взгляд они очень похожи на обычный шум, возникающий при любых измерениях из-за несовершенства аппаратуры и случайных ошибок, допускаемых экспериментатором. Но МФ должны чем-то отличаться от такого шума, потому что в ином случае вообще не о чем было бы говорить.       Характерная особенность "настоящего" (так называемого белого) шума заключается в том, что в нем можно встретить любые отклонения от среднего, вероятность которых определяется классическим распределением Гаусса (рис.1). Рис. 1. Распределение амплитуд колебаний в белом шуме (А - амплитула, Р(А) - плотность вероятности) Это значит, что в белом шуме можно встретить колебания с любыми частотами и любыми фазами, причем во всем диапазоне частот, простирающемся от нуля до бесконечности, эти колебания имеют одну и ту же амплитуду (рис. 2). Рис. 2. Частотный спектр белого шума (f - частота)       Но в природе белый шум встречается скорее как исключение, чем как правило. Правилом служит так называемый фликкер шум (по-английски flicker значит "мерцание"), состоящий из набора колебаний, амплитуда которых обратно пропорциональна частоте (рис.3). Рис. 3. Частотный спектр фликкер-шума И если в белом шуме каждое последующее значение измеряемой величины совершенно никак не связано с предыдущим, то во фликкер-шуме между этими значениями существует вполне определенная, хотя и не абсолютно жесткая связь. Типичным примером фликкер-шума может служить музыка, лежащая где-то посередине между бесцветным шипением заезженной пластинки и ничего не выражающим звуком "ля" камертона.       Как и почему один и тот же фликкер-шум возникает в совершенно несходных природных явлениях (например шум в металлах и полупроводниках, колебаниях солнечной активности или электрической активности головного мозга) никому до сих пор не известно, общей теории фликкер-шума не существует. И по несчастью (а может быть, по счастью?), обнаруженные Шнолем МФ как раз и имеют характер фликкер-шума. ПОРТРЕТ ФЕНОМЕНА Биолог, открыв какой-нибудь новый вид, начинает свою работу с того, что описывает его внешние признаки. С этого же начинает и физик-экспериментатор, неожиданно обнаруживший новое явление природы. Именно путь такого описания, называемый феноменологическим, и избрал биолог Шноль, волею судеб вторгшийся в область высокой физики.       МФ имеют характер фликкер-шума. Их гистограммы изрезаны, резко отличаются от классических форм и изменяются во времени. Гистограммы часто бывают похожи при измерениях в разных местах земного шара и даже в совершенно различных процессах. И наконец параметры МО коррелируют с некоторыми космофизическими явлениями солнечной активностью, затмениями, вращением Земли.       Все эти признаки представляют собой, так сказать, сухой остаток от анализа миллионов измерений.       Но в чем заключается физический смысл сходства гистограмм? В чем заключается причина их закономерной эволюции во времени? Почему можно сравнивать между собой гистограммы процессов, постоянные времени которых различаются на много порядков? И почему прямые связи между МФ и космофизическими явлениями обнаруживаются лишь с большим трудом? ЯВЛЕНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ Шноль объясняет дискретность гистограмм тем, что все изучаемые им системы могут находиться лишь в некоторых выделенных, дискретных состояниях. Переходы между этими состояниями вовсе не обязаны быть согласованными во времени, и поэтому прямые связи между МФ различной природы, как правило, не наблюдаются. В один и тот же момент времени разные системы характеризуются набором дискретных состояний, находящихся в одинаковых пропорциональных соотношениях, но со временем согласованно изменяющихся под действием одной и той же внешней вынуждающей "силы" космофизического происхождения.       Не будем говорить о возможной природе этой "силы" (кстати, термин "сила" в данном случае используется, скорее, как образная характеристика, чем как физическое понятие). Сейчас важнее ответить на другой вопрос: могут ли совершенно различные системы иметь одинаковую структуру дискретных состояний или же у изрезанности гистограмм какое-то иное происхождение?       Маловероятно, чтобы внешнее воздействие было способно управлять самими состояниями, то есть внутренними свойствами систем, имеющих совершенно различную физическую природу. Скорее, оно может управлять колебательными процессами, происходящими в этих системах. А характерная особенность фликкер-шума заключается в том, что колебания, наблюдаемые на любых временных отрезках, оказываются совершенно однотипными, но их частоты простираются от нуля до бесконечности (рис. 4).       Вместе с тем, любые реальные измерения выполняются не непрерывно, с бесконечно большим временным разрешением, а через конечные промежутки времени, величина которых определяется используемой методикой. Как может сказаться эта неизбежная дискретность процедуры измерений на результатах наблюдений природных шумов, в том числе и тех, изучению которых посвятил себя Шноль? ШУМ НЕ ИЗ ШУМА Представим себе, что мы имеем некий сложный колебательный процесс, который можно представить как набор элементарных колебаний (так называемых гармоник) с частотами, находящимися в определенных кратных соотношениях. Совершенно очевидно, что периодичность, с которой мы будем измерять амплитуды этих колебаний, определит и минимальную частоту колебаний, которую мы можем заметить: более высокие частоты будут "зарезаны", и поэтому колебания, которые мы получим в результате процедуры реальных измерений, вовсе не обязаны отражать истинную картину колебательного процесса (рис. 5). Рис. 5. Если измерения колебательного процесса выполняются с малой разрешающей способностью, то первоначальная картина существенно искажается (светлая линия исходный колебательный процесс: жирная линия процесс, полученный в результате отсчетов, выполненных в моменты времени t1, t2, t3…)       Если частота, с которой мы выполняем измерения, соизмерима с одной из гармоник, то в результате мы вновь получим некий явно колебательный процесс. Но если эти частоты несоизмеримы (а это неизбежно и происходит в реальных условиях), то колебания, полученные в результате измерения, приобретут шумоподобный характер, невзирая на то, что в основе явления и лежит та же самая вполне определенная закономерность (рис.6).       Иначе говоря, сама процедура измерения вносит в наблюдаемый колебательный процесс серьезные искажения, делает его совершенно неузнаваемым. И если при измерениях допускается хоть малейшая несинхронность между рядами параллельных отсчетов, то мы получим два совершенно внешне несходных ряда.       Самое замечательное заключается в том, что дискретность измерений очень мало сказывается на форме гистограмм: они получаются весьма похожими (рис.7), если исходный колебательный процесс слагается из одного и того же набора гармоник, Но если изменился набор исходных гармоник, то одинаково изменяются и формы гистограмм, полученных вне зависимости от того, с какой частотой выполнялись отсчеты. Представим себе, что мы играем одну и ту же пьесу, но только транспонировав ее в разные регистры, по-разному перемешав порядок звуков и по-разному пропуская те или иные аккорды. На первый взгляд, звучание пьесы, препарированной таким варварским образом, нам не узнать. Но вслушавшись внимательнее, мы обнаружим, что неизменной осталась общая гармония звучания. А если за основу мы возьмем какую-нибудь другую пьесу, то сразу же заметим эту подмену, даже невзирая на все искажения.       По-видимому, эту изменчивую, но единую гармонию Вселенной и отражают гистограммы, которые вот уже тридцать с лишним лет скрупулезно рисует замечательный ученый Симон Эльевич Шноль. |
Дата публикации: 19 сентября 2006 года | В начало |
Источник информации:
«Химия и жизнь», № 3, 1991, c. 30.
Электронная версия. |
© "От молекул до планет", 2006 (2002)... |